[ Главная · Новые сообщения · Форум · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Baska  
Давайте жить дружно » ВЫСТАВКИ и ДРЕССИРОВКА » Дрессировка. » Метод Ивана Балабанова
Метод Ивана Балабанова
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.03 | Сообщение # 1
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
"Работа должна приносить удовольствие как проводнику, так и собаке" - Иван Балабанов
Мотивация и бесконфликтность



Мотивация - это то, что с собой приносят собаки в работу. Мотивация у Балабанова - это игра в работе, именно на ней базируется весь его метод. Поэтому игра и работа должна приносить удовольствие как проводнику, так и собаке. Другой основой работы метода Ивана является бесконфликтность в работе. Эта бесконфликтность должна быть и в игре, построенной на ясной коммуникации между проводником и собакой. Игра, когда собака постоянно клацает зубами в воздухе, не получая игрушку или опасаясь окрика, не принесет ничего кроме разочарования.

Играть с собакой означает - потеть. Если у тебя по лицу льются ручьи, значит ты действительно занимался с собакой. В противном случае не следует удивляться, если собака, получив наконец игрушку, убегает с ней прочь и не изъявляет желания играть с проводником дальше. Собака получила наконец свою добычу и пытается с ней убежать зная, как трудно ее от вас получить и как скучно и разочаровывающе само добывание.

Сигналы
Самое важное для работы с собакой - ясная коммуникация известных собаке сигналов. Их должно быть мало, но они должны быть простые и понятные. В методе Балабанова их всего 4 и они должны быть одни и те же - одинаковые слова, одинаково громко, одинаковое ударение. Все сигналы исключительно звуковые.

Первый сигнал для собаки - это звуковой начала упражнения. Он дает собаке информацию о том, какое содержание и последовательность каких движений будет проведено дальше. Правило для собаки: ничего другого не разрешено, пока не последует другой сигнал или команда.

Второй сигнал - это звуковой для окончания упражнения, или сигнал команды - вольно. Для этого можно отлично использовать кликер, хлопанье в ладоши или использование определенного (одного и того же) слова. Самое важное, что сначала дается сигнал "вольно", а уже потом только награда - игра.
Таким образом собака совершенно концентрированно и без ненужного ожидания поощрения работает, пока не получит сигнал об окончании.

Третий сигнал - это сигнал "ошибка", т.е. прерывание упражнения из-за неверности исполнения. Очень часто для этого используется слово "НЕТ".
Этот сигнал должен собаке сигнализировать о неверности выполнения определенной последовательности действий, а не наказание.

Четвертый сигнал - "хорошо выполнено" сигнал. Он сигнализирует собаке о совершенно верных действиях и о говорит ей: Если ты и дальше так будешь делать, то получишь награду".

По окончании упражнения следует "вольно" - сигнал и лишь потом - игра.

Когда же подается "нет" сигнал, то поощрение остается в пассивно кармaне и упражнение прерывается, чтобы начать его заново.

По мнению Ивана Балабанова почти всегда ошибки выходят из-за полного отсутствия мотивации у собаки для выполнения команд, ошибки в коммуникации между собакой и проводником, в неверном или несвоевременном подкреплении и одобрении собаки, слишком поверхностном изучении упражнений с собакой. Иван расчленят каждое упражнение на отдельные фрагменты, долго и последовательно отрабатывает их с собакой, чтобы потом в любой вариации сoединить в упражнения.
Повторения делаются так долго, пока упражнение не выполняется абсолютно верно, в любое время и при любых отвлечениях.



И не говорите потом, что вам не говорили...

Сообщение отредактировал Baska - Суббота, 2013-03-23, 21.09
 
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.06 | Сообщение # 2
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
Игра по методу Балабанова

По этому методу занятия с собакой начинаются с активной игры, которая на первый взгляд кажется хаотичной, но которая разделена строго по назначению.

Игра - это ядро обучения в данной системе. Именно игра переплетает активные и пассивные действия между собой, отрабатывая параллельно несколько элементов бесконфликтно. Именно игра мотивирует собаку как на быстрое исполнение команд, так и гладкий переход из активного состояния в пассивное (игра->фус) и наоборот. Именно игра является для собаки носителем первого опыта в дрессировке, показывает, что это завлекательное занятие. Именно игра учит собаку контролируемым действиям, дозированию энергии, гравировке действий, которые ведут к поощрению. При этом собака учится послушанию и четкости исполнения.

Хотя игра и кажется простой, но это сложная работа проводника и в игре есть правила как для проводника, так и для собаки. Т.е. правила игры для двух сторон, которые должны выполняться в любых условиях и служить для взаимного доверия.

Правила для собаки:
1. Никогда не начинай игру без разрешения.
2. Отдавай игрушку по первой же команде.
3. Уважай руки и одежду проводника. Никогда не хватать где попало и без разбора.

Правила для проводника:
1. Никогда не позволяй собаке начинать игру без разрешения.
2. Прекращай всякие движения игрушкой перед подачей команды отдачи АУС.
3. Никогда не выдергивай игрушку из пасти собаки.
4. Не тяни игрушку от собаки после отдачи.
5. Не прячь и не блокируй игрушку от собаки.
6. Используй сигнал "НЕТ", если собака нарушает один из пунктов правил.
7. Награждай отдачу командой разрешения к новой игре.

Простая игра

Простая игра состоит из двух фаз. Первая фаза - схватить игрушку. Хватание движущегося объекта - это заложенный в любой собаке охотничий инстинкт.
Вторая фаза - исполнение требуемого. Собака должна понять, что только правильное исполнение команды ведет к награде - продолжению игры. Именно это продолжение и служит мотивацией для собаки на исполнение команды.

Цель любой игры - это не простое обладание игрушки, а борьба с ней. Для этого собаке дается понять, что вся активность исходит от проводника. Именно он "оживляет" объект и без него он остается "мертвым". Т.е. прямой интерес приносить игрушку всегда обратно к проводнику.



И не говорите потом, что вам не говорили...

Сообщение отредактировал Baska - Суббота, 2013-03-23, 21.07
 
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.16 | Сообщение # 3
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
Интервью с Балабановым - http://dress-club.ru/publ/52-1-0-808

"Для меня послушание – это все. Я рассматриваю послушание как возможность создания общего языка между собакой и обучающим. Речь идет о многом больше, чем «Сидеть», «Лежать» или «Рядом». Это действительно очень просто.
Высокий уровень в послушании означает, что проводник может без малейших усилий что-то обьяснить собаке – без криков и силы."


Семинар с Иваном Балабановым (октябрь 2010г)

Александр Вяткин: "Сколько знаком с Иваном, столько не могу привыкнуть к его манере развиваясь меняться. Он находится в состоянии постоянного поиска.
Основа системы сигналов остается незыблемой, но постоянно возникают новые пути решения тех или иных вопросов. Главное, что отмечают все- построение схем у Балабанова настолько логично и просто, что всегда удивляешься - как же сам до этого не додумался....
Одно могу сказать точно - треннинг Балабанова это его, и только его, уникальный стиль мыслить и действовать. Я был на многих семинарах ведущих мастеров. Балабанов никогда не повторяет за кем-то. Его подходы настолько оригинальны, что стиль Балабанова не спутать ни с кем другим.
В защите Иван настоящий уникум. Фигурант от БОГА.
Он настолько четко читает собак, что его частые "на грани" эксперименты в защитной работе всегда приводят к логическому заключению со знаком плюс. Я не новичек в защитной работе, но многие вещи , которые я увидел в защитной работе Ивана, стали для меня откровенным открытием. А главное , насколько четко ложится логика подхода в послушании ( кто был на семинаре, это насчет двух видов игры) на состояние собаки в защите. Здесь он в очередной раз взорвал мой мозг.
Честно говоря, мне более по душе немецкий подход в защите, где возможность ошибки собаки сводиться к нулю. Дело в том, что эксперементировать как Иван Балабанов может только сам Иван Балабанов. Другим это вряд-ли под силу. Но работа с захватом и, в основном, работа над состоянием собаки в защите - это БОМБА!!!
Иван отметил, что был приятно удивлен качеством представленных собак и качеством треннинга на семинаре, уровень коих позволил показать МНОГОЕ из его системы, и согласился в дальнейшем работать с нашим клубом."

Отзывы о семинаре здесь:
http://www.working-malinois.com/viewtop....start=0
http://dogcity.livejournal.com/16779.html#cutid1

Статья Алекса Вяткина
"Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка"
http://working-malinois.com/viewtopic.php?t=1118


И не говорите потом, что вам не говорили...
 
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.21 | Сообщение # 4
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
Некоторые мысли с семинара

- Самое главное в дрессировке это сигналы общения между вами и собакой. Важно то, насколько вы четко смогли объяснить их собаке, а так же насколько четко вы придерживаетесь их во время ваших взаимодействий с собакой. Каждое упражнение должно иметь четкое начало (например, команда «сидеть») и четкий конец (слово, щелчок кликера, и т.п., по которому собака понимает, что дальше она может не сидеть, а также после которого она получает желаемое вознаграждение). Так же важно научить собаку маркерам ее действий – «да» - ты делаешь все верно, и «нет» - вот этого делать не надо (часто мы очень боимся использовать в дрессировке слово «нет», а между тем его правильная и своевременная подача облегчает собаке поиск верного решения для достижения цели, «облегчить путь к вознаграждению».. это же относится и к коррекции)

- Плохо, что собаки зачастую не могут разобраться в тех сигналах, которые исходят от хозяина, поскольку очень часто мы подаем эти сигналы довольно невнятно с точки зрения собаки. Собака очень четко читает наше тело, а потому, если сигналы от нас происходят каждый раз новые, пытается угадывать их каким то другим нашим действиям, что сильно затрудняет обучение. Важно – с самого первого дня быть понятным собаке.

- Пример. У вас «умный дом». Дверной звонок в нем звонит так то, стиральная машина оповещает вас о том, что она закончила стирку – так то, микроволновая печь, подогрев вашу пиццу, так то, телефон звонит вот так. Вы привыкли к этим сигналам, без труда их различаете. Но вот в один день нерадивый электрик приходит к вам и все сигналы перепутывает… представьте, на сколько сильно, по-крайней мере, на первое время, изменится ваша жизнь. Вы слышите, как вам кажется звонок в дверь, открываете ее, а там никого нет, и оказывается, что это вовсе был не звонок в дверь, а звонок телефона, или сигнал от кофеварки. Да, безусловно, через некоторое время вы привыкните к новым сигналам, но на это потребуется много ваших сил, вашего внимания, ваших нервов, в конце концов… а представьте, что электрик заходит к вам раз в неделю, или каждый день! Стоит задуматься каково порой приходится нашим собакам…

- Игры, в которые мы играем с собаками. Айван делит их на две категории: соревновательные игры и игры не соревновательные. Нужно очень четко представлять себе в какой момент с той или иной собакой в какую именно игру следует играть. Например: игры из первой категории – «потягушки» - имеют довольно четкую форму борьбы, а потому могут использоваться для поднятия уверенности в себе у не уверенных в себе собак и наоборот. С очень сильно доминантными собаками в некоторых случаях (и Айван демонстрировал это на собаках) лучше не играть в такие игры – дабы не давать им лишний повод для конфликта, а сбрасывать их излишнее желание в играх не соревновательных – типа «кинул – принеси – снова кину». Если вы играете с собакой в «кину-принеси», не стоит придавать этой игре соревновательный характер – типа я кину, ты принес, отдал, а я начал тебя дразнить…Уж если собака честно приносит и отдает вам игрушку – лучше сразу ее выкинуть снова, и уж никак не махать ей перед носом у собаки (Айван считает, что в следующий раз собака может предложить вам – типа а теперь игрушка у меня, ты за мной побегай). Менять у щенка игрушку на кусочек или на другую игрушку не стоит – поскольку тогда игра перестает быть игрой и превращается в нечто – «если ты мне отдашь, то я тебе…».

- Играя с собакой в соревновательную игру, стоит понимать, что именно в этой игре нравится вашей собаке. Кто то из собак борется с вами ради самого процесса, а кому то важен факт обладания этой смой игрушкой, полученной в результате борьбы с вами.

- Команду на отпуск игрушки во время игры, Айван считает важной частью ваших взаимоотношений с собакой. Со всеми собаками, с которыми он начинал работать сам (речь идет о собаках, работающих за игрушку), Айван, в первую очередь, добивался понимания на уровне – вот мы играет, а вот я тебя прошу, и ты игрушку отпускаешь. Если собака не отпускает игрушку по команде, Айван вводит коррекцию (поводок и мягкий ошейник). Нужно сказать, что собаки довольно быстро соображали, что от них требуется, и сильных конфликтов не было. Безпроблемный отпуск игрушки по команде обязательно поощрялся продолжением игры.

- Очень понравился пример, относящийся к вводу коррекции и вообще, объясняющий понимание Айваном слова «коррекция». «Представьте себе, что я попросил вас заправить мою дорогую и супер навороченную машину бензином. В случае, если вы справитесь с этим делом за 30 секунд, я дам вам 5 тысяч долларов. Конечно же человек, который хочет получить эти 5 тысяч начнет судорожно (ибо ограниченно время) искать, где у этой машины открывается лючок бензобака, или где, по-крайней мере, находится этот самый лючок. Конечно же он будет рад любой помощи с моей стороны. Даже если, в случае ошибки со стороны ищущего, я ударю его по ладони, дав тем самым понять, что в той стороне лючка нет, это будет воспринято им, безусловно, как подсказка. Тем более, что эта подсказка ведет к более быстрому решению задачи» Так вот «коррекция» по мнению Айвана, это и есть – указание пути к решению той или иной задачи. Да, я согласна, что можно просто пойти и показать, где спрятан лючок, или навести ищущего туда наведением, но использование коррекции в том смысле, в котором использует его Айван, тоже вполне оправдано. Тем более что воспринимается ищущим не как наказание за что то не правильное, а как помощь. Ни у одной собаки, с которой работал Айван, настроение при работе с ним не упало.. даже, если коррекция имела место быть. (правда на семинаре Айван ни разу не брал в руки пульт от ЭШО, или поводок со страгачом и ограничивался довольно резким «неа», или на крайний случай поводком пристегнутым к кожаному ошейнику)… это все к разговору про «несмотря ни на что» (см. выше)

- Очень порадовало, что Айван не хватал собаку за поводок по поводу и без, и уж тем более не начинал ее дергать ради достижения результата. Как пример, был там один овчарик сильно избегающий встречаться глазами с проводником на команде рядом. Айван забрал собаку и бросив поводок, стал работать с ним на игрушку. Было видно, что собака и так достаточно неуютно себя чувствует в данном месте, в данное время, да еще и с незнакомым человеком. Да, взгляда можно было добиться гораздо быстрее, дергая собаку, но это точно бы привело ее еще в большее замешательство… Этот пример довольно сильно охарактеризовал для меня Айвана с хорошей стороны.

- По словам Айвана: еще совсем не давно в мире преобладала дрессировка (она была названа «немецкой») основанная на избежании собакой отрицательного подкрепления. Потом появилась дрессировка, в основе которой лежало только положительное подкрепление. На данный момент, по мнению Айвана, больших результатов в том или ином виде кинологического спорта можно добиться только умелым сочетанием этих двух видов дрессировки.

- Айван вот на что обратил внимание. На способность и умение наших собак сохранять «драйв» во время длительных пауз (которым мы часто во время нашей подготовке к выступлению не уделяем должного внимания). Например, вы вышли на соревнования, взяли собаку в положение ИП и приготовились к выступлению. Вы стоите все из себя такие готовые, а судья в этот момент вдруг чем то отвлекся. Вы продолжаете стоять – ибо вы уже вышли в ринг, и ваше выступление уже как бы началось. А судья все тянет. Вы стоите, а команды на работу нет. Очень многие собаки и проводники бывают к этому не готовы, и теряют большое число баллов именно по причине не умения потом быстро собраться и вновь настроится на работу. «Собака перегорела» скажут многие, вместо того, чтобы заняться этим на тренировке.


И не говорите потом, что вам не говорили...
 
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.22 | Сообщение # 5
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
продолжение..

- Поощрение не должно ограничиваться простой выдачей куска или игрушки. Оно должно носить для собаки элемент праздника. Айван никогда не дает собаке кусок в статическом положении. Допустим, после команды лежать – собака ложиться и после отпускающего сигнала радостно вознаграждается (даже если это кусок, собака высвобождается из позиции, она закончила упражнение и может быть свободна = награждена). (ТОлько со щенком Айван предлагает награждение в позиции). Все вознаграждение делается на шаге от собаки, что еще больше активизирует ее. Кроме того, Айван сделал замечание девушке, которая после того как освобождала собаку, не сразу давала ей кусок, а еще водила рукой из стороны в сторону, так что собака вынуждена была за ним бегать. Награда означает, что ты молодец и все сделал, а не то что еще пойди после этого поймай тот самый кусочек…

- Собака должна четко знать критерии навыка. Пример: допустим вам нужно пробежать один километр, после чего вас ждет награда. Однако каждые сто метров вас чем то, но награждают. Понятное дело, что та награда, которая вас ждет в конце, уже не становится для вас столь желанной, как если бы вы четко знали, что только пробежав весь километр, вы получите приз. Так и при работе с собакой. Например при движении рядом. Во время движения, не отпуская собаку из позиции, вы можете похвалить ее или даже (изредка) наградить куском… но зато в конце упражнения ваша похвала должна быть настолько сильной, чтобы у собаки было сильно стремление добиться именно ее.

- Навык сначала формируется, а потом называется. Во время формирования навыка нужно следить за тем, чтобы помощь тела = подсказка всегда шла после команды. Собаки очень хорошо считывают наше тело, и довольно быстро привыкают работать только по его движению, т.е. ждут от нас подсказки.

- Часто в процессе тренировки мы очень подолгу задерживаемся на этапе вариабельного подкрепления. Если это происходит собака понимает, что это предел наших от нее требований. Нужно четко понимать, когда собака готова перейти с одного этапа на другой – когда убрать наведение, когда начинать дольше работать без подкрепления.

- Если это возможно, Айван предпочитает облегчать работу своим собакам всякого рода подсказками (например при повороте налево – за шаг – поворот головы в нужную сторону). Однако тут он обращает внимание на то, что подача подсказки всегда должна быть своевременной. Пример: дорожный знак, оповещающий нас о том, что скоро нас ждет резкий поворот направо никогда не ставится ни перед самым поворотом, не за километр от него. Ибо в первом случае он приведет к тому, что мы не успеем сбросить скорость, а во втором, что мы сделаем это слишком рано.

- К вопросу откуда давать собаке лакомство (из руки, изо рта, из миски) – 100 долларов у меня может быть в любом кармане, говорит Айван, главное, чтобы вы знали и были твердо уверенны в том, что они у меня есть и что вы непременно их получите, выполнив мое условие.

- Интересный момент: работа с игрушкой. Айван играет с собакой. Дает ей команду на отпуск. Собака сразу отпускает игрушку и как вознаграждение получает ее снова. Снова игра, и снова команда на отпуск. Собака не отпускает игрушку. Айван вводит коррекцию (резкие рывки поводком, прикрепленному к мягкому ошейнику). Собака отпускает игрушку и получает ее снова. Команда. Не отпускает – коррекция – отпускает, НО коррекция продолжается (по мнению Айвана, это делается для того чтобы собака не училась манипулировать человеком – типа я отпущу и точно знаю, что ты меня перестанешь дергать…) после нескольких рывков собака снова получает игрушку, и работа продолжается. Обычно даже самым заядлым неотпускальщикам довольно быстро становится понятно, что игрушку очень даже не плохо отпускать по команде. И еще Айван считает, что в данном случае коррекцию применять гораздо более правильнее, чем пытаться «задавить» собаку авторитетом, все громче и громче повторяя команду «дай!».

- Что касается щенков, то в данном случае Айван считает, что забирать игрушку у щенка стоит только тогда, когда он сам готов ее отдать, а не устраивать с ним перетяг. Точно так же как и учить приносить игрушку, например мяч – стоит только на мяче БЕЗ веревке – у нас у самих не будет причины эту веревку схватить и начать ее вытаскивать изо рта собаки. В работе со щенком нужно использовать длинный поводок, до тех пор пока мы не будем точно уверенны, что щенок вернется к нам с брошенной нами и пойманной им игрушкой.

- На примере одного из присутствующих щенков Айван показал, как правильно можно забрать игрушку у щенка. Щенок на поводке получает игрушку (валик БЕЗ петелек – чтобы у собаки не было вариантов хватать игрушку за петельки, что не правильно). Мы играем с ним в перетягушки. Потом в определенный момент останавливаем игрушку (скорее всего щенок будет продолжать ее тянуть на себя) и в то же самое время не даем поводком щенку тянуть игрушку (держим его поводком так, чтобы у него не оставалось возможности двигаться назад). В таком случае – некуда тянуть – щенок практически всегда отпускает игрушку. Когда щенок с большой вероятностью начинает отпускать игрушку, как только она остановилась, мы можем вводить команду на отпуск.

- Про соревнования. Часто на соревнованиях мы допускаем ошибки не потому что мы нервничали, а потому что мы были к этому не готовы. Все, говорит Айван, нервничают перед стартом. Но если вы к этому готовы и ваша собака также готова к этому, то процент ошибок можно свести к минимуму.

- Со слишком доминантными собаками в качестве поощрения стоит играть выкидывая игрушку, поскольку в данном случае игра в перетяг вызывает еще большее возбуждение у собаки, а кусочки не удовлетворяют ее инстинкт.

- Ошибки при занятии собакой ИП. Пример: представьте, что вы стреляете по мишень. Если вы стрельнули и попали мимо, а мишень просто передвинулась сама таким образом, что вы в нее попали – вы ничему не научились. Та к и с Ип, если собака заняла неправильную позицию рядом с вами – нужно переделать все заново, а не подправлять собаку и уж тем более не подстраиваясь под нее. Опять таки, Если вы скорректировали то или иное положение собаки, то вознаграждение она в данном случае не получает, а вот если она сделала все сама правильно тогда обязательно и очень яркое.

- Часто, если собака, которая села из движения на ваш взгляд слишком медленно, получает от вас слово «нет», она может сильно затормозится от этого, лучше просто отпустить ее и переделать навык заново (даже с того же самого места, откуда вы начали движение в прошлый раз)

- Каждый маленький шаг по направлению к цели должен быть вознагражден.

- Айван часто сам провоцирует собаку на уже выученных ею навыках на ошибку. Причем он говорит, что собаке гораздо более просто объяснить, что она ошиблась на большой ошибке, чем на маленькой. Допустим собаке, да и вам, гораздо более видно ее отклонение на рядовости на расстояние 15 см, чем на пять. Нужно уметь сделать так, чтобы собака отклонилась от вас на 15 см и показать ей, что это не очень правильно. Вообще Айван считает, что всякого рода раздражители стоит вводить довольно рано. И уж точно не стоит их избегать.
Раздражители помогают собаке ошибаться, а следовательно – учиться!

http://www.rottweiler-profi.com/showthread.php?t=94


И не говорите потом, что вам не говорили...
 
BaskaДата: Суббота, 2013-03-23, 21.28 | Сообщение # 6
Почетный форумчанин.
Группа: Модераторы
Сообщений: 4164Награды

Заслуженный дрессировщик За 500 постов За 1000 Постов Baska,
Статус: Offline
Послушание без конфликтов с Иваном Балабанов:Игра



Послушание без конфликтов с Иваном Балабанов: Апортировка



Послушание без конфликтов с Иваном Балабанов: Получить



Послушание без конфликтов с Иваном Балабанов: Четкая коммуникация



И не говорите потом, что вам не говорили...
 
Давайте жить дружно » ВЫСТАВКИ и ДРЕССИРОВКА » Дрессировка. » Метод Ивана Балабанова
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


[ Новые сообщения форума · ]



Для добавления необходима авторизация
Главная | Вход Dorus.ru Наш сайт в каталоге manyweb.ru Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru